Основные положения конвенции ООН по морскому праву 1982 г

1 1952 04.05.2019 5 мин.

До XVIII века н.э. судоходство в Мировом Океане не регулировалось никак. Только после эпохи Великих географических открытий мировое сообщество поняло важность кодификации и регламентирования судоходства, прибрежных вод, правила прохождения проливов и т.д. Но до середины XX века не существовало общемировой практики морского права. Договоры заключались отдельными государствами между собой и не несли никакой ответственности в глобальном плане. Основные положения конвенции ООН по морскому праву рассмотрим в статье.

Что из себя представляет конвенция ООН по морскому праву 1982 года

Организация Объединённых Наций после своего создания всерьёз озаботилась пробелами морского права. Действующая сейчас Конвенция во многом регламентирует судоходство, использование морских недр, добычу ископаемых в глубине и на дне, а также позволяет государствами централизовано решать претензии друг к другу.

На видео-конвенция оон по морскому праву 1982 г:

История принятия

конвенция оон по морскому праву 1982 г
В 1958 году в Женеве произошла первая попытка выработать общемировые правила пользования Мировым Океаном и прибрежными водами. Первая Конференция ООН морским правилам выработала начальные правила, были созданы предпосылки для упорядочивания отношений между странами-участницами и разработаны проекты статей в четырёх важнейших направлениях.

Это разграничение континентального шельфа, положения о вылавливании живых организмов, территориальные признаки морских границ и правила поведения государственных флагов в открытом море.

Интересно так же будет знать всё про конвенцию оон о правах ребенка.

Недостатком соглашения было то, что его согласились ратифицировать всего несколько государств. II Конференция была созвана в 1960 году и не дала результата. Генассамблея ООН созвала следующее заседание по морскому праву в 1973 году.

Проработав 5 лет, III Конференция относительно морского права была результативной. 10.12.1982 в ямайском центре Монтего-Бей была принята Конвенция ООН относительно морского права. Действовать данный свод законов, рекомендаций и правил начал с 1997 года и на сегодня он одобрен 139 независимыми странами и ЕС.

Важным моментом, побудившим морские государства принять Конвенцию, была научно-техническая революция. Бурения на дне континентального шельфа нефтяных и газовых скважин и право на них требовало централизованного подхода.

Чтобы избежать конфликтов в области правообладания на недра морского дна и глубин, страны-участницы пошли на «мировую», поступившись некоторыми своими интересами в угоду спокойствию и централизации. Вместе с тем, некоторые положения данной Конвенции являются спорными. Плюс ко всему, не все морские державы ратифицировали этот закон. Поэтому в мире ещё возникают споры при добыче материальных благ, пользовании морскими потенциалами и правилах судоходства в спорных водах.

Важно при изучении данного вопроса знать про соотношение международного публичного и международного частного права.

Содержание и положения международных правил морского права

Данный свод законов и рекомендаций содержит 320 статей и 9 положений. В них определяют понятия «континентальный шельф», «экономическая зона», «внутренние воды» и другие важные термины. Российская Федерация ратифицировала ямайскую Конвенцию и придерживается её с 1998 года.

Основные понятия морского права по этой Конвенции следующие:

Внутренние воды

Бухты, проливы, появляющиеся во время приливов озера, отмели после отлива и некоторые другие участки морского пространства считаются внутренними территориями государства. На них действуют законы этого государства.

Территориальные моря

Это территория, ограниченная 12 морскими милями от береговой линии во время наибольшего отлива. Этот участок моря и дна под ним находится под суверенитетом государства. В его пределах действуют законы этого государства, которые одобрены международными нормами. Но на этой территории также действуют транзитные правила прохода судов по общепринятому международному праву. Если проходящие суда не вызывают подозрений в связи с пиратством, контрабандой, незаконным ловом и терроризмом, то государство-хозяин территориального моря не имеет права задерживать их ход. территориальные моря

Стоит отметить, что около 30 государств придерживаются предыдущих правил международного права. В них территориальным морем считается граница в 3 морских мили от линии берега.

выделяют следующие виды территорий в международном правеКакие  виды территорий в международном праве выделяют, подробно указано в данной статье

Что представляет собой право международных организаций как отрасль международного права, указано в данной статье.

Что является видами норм международного права, подробно описано в данной статье здесь: https://ruleconsult.ru/mezhdunarodnoe/chastnoe/vidy-norm-mezhdunarodnogo-prava.html

Прилежащая зона

За территориальными водами (морем) идёт прилежащая зона. Её граница – 12 морских миль (чуть больше 22 километров). На этой территории уже действуют международные правила прохода судов. Однако Конвенция по морскому праву 1982 года расширяет права государств на это пространство. На этом участке моря действуют таможенные, фискальные, иммиграционные и санитарные нормы страны-хозяйки прилежащей зоны. прилежащая зона

Исключительная экономическая зона

Размеры исключительной экономической зоны – 370 км (200 морских миль). Отсчитывается она от той же линии, что и территориальное море и прилежащая зона. Таких правил придерживаются 100 стран, ратифицировавших Конвенцию ООН.

Данная экономическая зона уже являются частью Мирового океана, но прилагается к прибрежному государству. Хотя суда другого государства, находящиеся в исключительной экономической зоне, имеют полный набор прав, не ограниченных законами прибрежного государства. Здесь имеет место разграничение на судоходство и пользование природными богатствами.

Все права на недра океана и морского дна, а также на потенциальные ресурсы (ветер, солнечную энергию, потенциал приливов и отливов) принадлежат стране-владельцу. Прибрежное государство позволяет себе осуществлять здесь разведку полезных ископаемых, разрабатывать ресурсы, создавать искусственные острова и вести другие действия, не противоречащие морскому праву и положениям Конвенции ООН 1982 года.

В исключительной экономической зоне возможны договоры между странами, ратифицировавшими Конвенцию. Например, развивающиеся страны разрешают другим государствам разведку и разработку полезных ископаемых, получая за это оговоренную компенсацию. Или пример из практики рыболовства: Россия и Япония заключили между собой договор, по которому определяется юридический статус рыболовных судов в этой зоне.

понятие и виды источников международного праваКакое существует понятие и виды источников международного права, подробно указано в данной статье.

Каково соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права, подробно рассказано в данной статье.

Что относится к субъектам международного права подробно указано здесь: https://ruleconsult.ru/mezhdunarodnoe/chastnoe/ponyatie-vidy-subektov-mezhdunarodnogo-prava.html

Континентальный шельф

Естественное продолжение материковой зоны называется континентальным шельфом и является зоной воздействия прибрежного государства. Также в принятой терминологии понятие континентального шельфа простирается на границу в 200 морских миль, даже если материковая оконечность резко обрывается. Континентальный шельф не может быть продлён дальше 350 морских миль.

Континентальный шельф не включает в себя поверхность вод – здесь уже действуют международные правила морского права. Прибрежное государство имеет право собственности на недра и дно, включая «сидячие» живые организмы, полезные ископаемые, добытую энергию и некоторые другие виды ресурсов.

Разграничение между отдельными государствами, имеющими близкую границу по воде, выполняются отдельно. Например, в Балтийском море действуют несколько договоров относительно взаимопользования континентальным шельфом.

На видео-международное морское право:

Иные термины и правила пользования конвенции организации объединенных наций

Конвенция ООН по морю также определяет понятия архипелажных вод, открытого моря, проливов и международного дна. Их совместное использование и юрисдикция определяются в индивидуальном порядке при сохранении приоритета международного права.

Конвенция ООН, заключённая в 1982 году, устанавливает общие правила пользования недрами, полезными ископаемыми, морскими глубинами и воздушным пространством над ними. Благодаря ней все споры между странами-участницами можно разрешить в правовом поле. Единственный недостаток Конвенции – не все государства ещё ратифицировали её.

Помогла статья? Оцените её:

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(Проголосуйте первым)
_ Загрузка...

Поделитесь с друзьями!

Комментарии
  1. Оксана

    Даже не смотря на то, что есть конвенция и все территориально распределено, то все равно многие страны все таки периодически нарушают определенные границы территориальных вод. А если вообще не было бы конвенции, то не трудно представить что происходило бы, скорей всего постоянные столкновения из за притязаний на территорию. Все таки в современном мире нужны обязательно законы, они как сдерживающий фактор для противоправных действий.

Что предполагает конвенция ООН по морскому праву?

Вверх