Понятие естественного права человека – сущность теории

1 3455 10.10.2019 6 мин.

Современная теория права не возникла на пустом месте. Ей предшествовали столетия и тысячелетия поисков, споров, смен религиозных догматов и принятия новых вероучений. Эволюция естественного права – это важный показатель того, как совершенствовались людские взгляды на жизнь. Это мерило того, что было важным в каждую эпоху. Хотя понятие естественного права является идеальным, по сути, не существующим в реальном мире, невозможно переоценить его влияние на юриспруденцию, философию и жизненные принципы целых народов. Как можно охарактеризовать основные особенности естественного права?

Понятие естественного права (naturale jus), формирование и подходы

Естественное право (ЕП) (jus naturale) – это довольно-таки абстрактное понятие. В своем идеальном виде оно понимает право человека на некоторые незыблемые ценности. Право на жизнь, на свободу передвижения, на свободу выражения чувств. (ЕП) потому так и называется, что оно не зависит от свода законов, прихотей деспота и конъюнктуры рынка. Оно даётся человеку с рождением, независимо от принадлежности к социальной группе, полу или стране. Точно так же никто не может отнять у людей естественных (природных) начал. Отметим, что теории парва и государство неразрывно связаны, т.к. наличие правовых норм является одним из признаков государственности.

(ЕП) выступает антагонистом положительного (позитивного) права. Последнее – это свод законов, даваемых человеку не природой, а властью. Поэтому jus naturale можно рассматривать, как идеальное понятие, то, к чему нужно стремиться. Но никак не реальные обстоятельства, которыми руководствуются суды и государства.

Начиная разбираться в вопросе прав человека, необходимо знать и понимать гражданские права человека по конституции РФ. Всё детально и подробно указано в статье.

На видео-понятие естественного права:

История возникновения и развития, философия

Древние греки в лице Сократа, Платона и других мыслителей определяли (ЕП), как «божественные законы». Уже тогда философы понимали, что не всё, что придумал человек, является идеальным. Положительное, всегда отражает воззрения людей той или иной эпохи. Оно не зависит от человеческих прихотей. Оно даётся раз и навсегда и не может быть отторгнуто в результате войны или смены власти. естественное право

Римляне немного развили эти античные теории. Их jus naturale уже не является просто эфемерной данностью. (ЕП) у них разнится у людей разного пола, различных социальных групп. Но всё равно оно признается данным свыше, без какого бы то ни было влияния на него человека.

Средневековый мыслитель Фома Аквинский называл основой естественного права божественные начала. Для него и его последователей Бог был основоположником всего, что есть в мире идеального. А уже люди перенимают jus naturale в той или иной мере. Здесь стоит отметить, что в формировании теории естественного права нашло свое отражение противостояние светской и духовной власти в Средние Века.

виды источников конституционного права рфКакие бывают виды источников конституционного права РФ, подробно указано в данной статье.

Что является первичным звеном системы отрасли конституционного права, подробно указано в данной статье.

Какова история развития конституционных обязанностей человека и гражданина, можно узнать здесь: https://ruleconsult.ru/konstitucionnoe/obyazannosti/cheloveka-grazhdanina.html

Власть царей и королей считалась не совершенной, в то время как «власть от Бога» пап и патриархов признавалась изначальной, естественной.

В дальнейшем естественная теория вступила в антагонизм и с теократией. Для адептов jus naturale в Новом Времени церковники перестали быть носителями вечных ценностей. Принятие естественного права перекочевало в лагерь демократов и сторонников политических свобод. По Гуго Гроцию (ЕП) должно быть целью всякого законодательства. Его понятие становится более рационалистическим и «земным».

Протестанты дали направление естественному праву в сторону индивидуальности. По их воззрениям отдельная личность является высшей ценностью, а не союз индивидов под названием «государство». Благодаря их научным трудам и воззрениям законы становились всё более «человечными», то есть, приближались к идеальному (естественному, натуральному) праву.

Апофеоз развития идеи естественного права – это труды Канта и Руссо. В них в главу закона становится человек, которому должно подчиняться государство, а не наоборот. По их теориям именно ради благополучия каждого отдельно взятого человека и был заключен «первобытный договор» по созданию государства и верховных законов.

Основные особенности, формирование концепции и общественного договора

естественно правовая концепция праваНа сегодняшний день ясно, что (ЕП) не может быть отделено от истории и современного положения дел. Хоть оно и противопоставляется позитивному праву, идеал тоже не является чем-то вечным и незыблемым. Как видно из вышеперечисленных примеров, разные философы вкладывали различные понятия, иногда даже противоположные, в формирование естественного права.

Тем не менее, можно чётко выделить концепции естественного права. Это:

  • Понимание жизни, как неотчуждаемой и самой важной черты человеческого существования – право на жизнь;
  • Иметь своё мнение;
  • Выражать свои чувства, говорить, то, что думаешь;
  • На брак, на свободу передвижения, на выбор места жительства;

(ЕП) появляется с момента рождения и не может быть передано, отчуждено или отнято у человека. Основой естественного права, его «солью и сутью» являются моральные нормы. Нравственность – вот как наиболее кратко можно выразить соответствие человеческих поступков естественному праву.

Для реализации своего jus naturale индивидууму не нужны посредники. Более того, оно реализуется и функционирует само по себе даже в отношении своего субъекта. В этом моменте, как бы, сливаются воедино субъект и объект. Нет посредников, каких-то высших начал и власти людей и Бога, всё происходит само собой, естественно.

Данный вид права в некоторых источниках называют естественно-биологическим. Этим подчеркивается, что его началом являются основные инстинкты, а не приобретенные во время жизни права и обязанности. (ЕП) – это Высшая Конституция, где записано, что можно человеку по праву рождения, а не на основе каких-то вторичных факторов. формирование концепции естественного права

Отражение естественного права можно увидеть в Конституции Российской Федерации. Например, статьи 20 и 21 указывают на свободу, право на личную неприкосновенность, право на достоинство. Даже специфические статьи, вроде ст.41 (право на охрану здоровья) – это не что иное, как реализация гражданином своего права на жизнь с помощью государства.

Характеристика положительных и отрицательных сторон

Начнём с характеристики спорных моментов, которые имеются в теории естественного права.

  • Неписаные законы сложнее исполнять. Юридическая размытость естественного права требует его подкрепления законами, запретами, властью. Идеальные понятия не могут существовать в реальном мире сами по себе, без привязки к конкретным людям и государствам.
  • Преуменьшение роли позитивного права.
  • Не все народы и религии признают «изначальные» естественные права. Многие вероучения Востока не делают различия между властью Бога и властью человека. А значит, (ЕП) здесь практически сливается с позитивным.
  • Изменчивость в зависимости от политического строя, эпохи, людских настроений – ещё одна проблема jus naturale. Хоть теория естественного права и прошла долгий путь эволюции, но глупо было бы утверждать, что сейчас она находится в статичном состоянии. Научные открытия нередко заставляют нас по-новому взглянуть на давно известные ценности. Поэтому (ЕП) не может быть признано чем-то неизменным и вечным.

Положительные аспекты естественного права.

  • Признание за человеком самых важных прав – на жизнь, на свободу совести, на свободу передвижения и т.д.
  • Естественное право может идти вразрез с несправедливыми законами. Именно оно вынуждает законодательные собрания во всех парламентах планеты совершенствовать свои законы. Грубо говоря, (ЕП) не зависит от государства. Оно имеется у каждого человека, независимо следует он каким-то законам или нет.
  • Теория естественного права всегда является прогрессивной. Во все времена и эпохи именно под её флагом происходили перемены к лучшей жизни. Передовая мысль человечества тесно связана с (ЕП) и неотделима от него.
  • Естественное право является неотчуждаемым. Его невозможно забрать на основе любых законов. Только рождение и смерть человека являются границами jus naturale.

Сравнение естественного и позитивного права

Если сравнить эти два права, то (ЕП) противопоставляется позитивному праву (ius positivism).

Положительное, или позитивное право – это совокупность действующих законов, норм, правовых актов и соглашений. В самом начале это было право сюзерена, потом оно нашло своё отражение в нормативно-правовых актах и сейчас jus civile служит реальным отражением законов государства. Цивильное, или позитивное право регулирует жизнь с помощью написанных норм поведения – законов.

Естественное и позитивное право выступают антагонистами, что и неудивительно. Идеальная и реальная жизнь всегда противопоставлялись. Но вместе с тем, (ЕП) – это ориентир для права позитивного. Оно задает «рамки», даёт направление, в котором работают принятые человеком законы. Если бы позитивное право не брало за свою основу jus naturale, то это была бы деспотия. Чем ближе позитивное право к естественному, тем совершенней общество, тем ближе его правовые нормы к идеальным.

Позитивное право берет за свою основу государственное принуждение к исполнению моральных и нравственных норм. Оно, как бы, служит естественному праву, позволяя ему реализоваться в сложной общественной жизни. Без позитивного права реализация натуральных (биологических, естественных) потребностей была бы проблематичной.

Из вышесказанного получается, что позитивное право и естественное право тесно взаимодействуют. (ЕП) задает направление, учит, как нужно жить. Позитивное право делает такую жизнь возможной с помощью «принуждения к морали». Оно старается соответствовать высшим законам по мере возможностей.

Возможно так же будет интересно узнать про понятие и предмет конституционного права РФ.

А вот что такое конституционное уставное право субъектов РФ, подробно рассказывается здесь в статье.

Так же стоит больше узнать про конституционное право как науку. Вся информация указана в данной статье.

Естественное право – это набор морально-этических норм. Они изменялись со временем и служили ориентиром для прогрессивных изменений в обществе. Естественное право – на свободу выбора, на реализацию своих естественных потребностей. Естественное право можно назвать обратной стороной медали позитивного права.

Помогла статья? Оцените её:

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
_ Загрузка...

Поделитесь с друзьями!

Комментарии
  1. Сергей

    В принципе, нормы естественного права перекликаются с нормами Конституции. Это право на жизнь, на свободу передвижения и другие, подобным им фундаментальные права человека. К сожалению, эти нормы права, как и Конституция, очень часто нарушаются грубейшим образом. Нужно строже следить за выполнением таких важных норм.

Что такое естественное право и каковы его особенности?

Вверх